Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Школа № 463 имени Героя Советского Союза Медведева Д.Н.»
Концепция
развития школьного музея
«Страницы истории»
Руководитель музея:
Ткачева Любовь Тимофеевна
Введение.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
По своему профилю музей «Страницы истории» является музеем истории.
Он рассказывает об истории страны, Москвы, района и школы через истории и судьбы людей.
Нормативная база.
Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:
Место музея в жизни школы.
Музей - уникальное средство общения.
Музей - эффективное средство хранения, формирования и развития социальной памяти.
Музейная педагогика - величайшая наука и величайшее искусство. На базе музея появляются оптимальные условия для гармонического всестороннего развития, интеллектуального и духовного роста учащихся, раскрытия их творческого потенциала.
Музей является благоприятной воспитательной средой для формирования гражданско-патриотических позиций и высоконравственных качеств личности, дальнейшего становления и самоопределения.
Задача музея - помочь поддерживать и укреплять связь поколений, их преемственность, служить проводником идей исторического долга и гражданской ответственности, глубокого уважения к истории нашей Родины.
Цель работы музея:
Приобщение учащихся к истории своей Родины, её героико-патриотическому прошлому различных исторических периодов; формирование нравственно-духовных и гражданских качеств на примерах ратных подвигов дедов и прадедов; восстановление духовной связи между поколениями; практическое закрепление исторической памяти. Всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей.
Задачи:
1. Воспитание общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей.
2. Развитие навыков поисковой, научно - исследовательской деятельности. Сбор материалов и изучение жизни страны, истории города, района и школы.
3. Сотворчество в учебно-воспитательном процессе. Привлечение к работе в музее учеников и их родителей, а также ветеранов педагогического труда, ветеранов войны и труда.
4. Содействие развитию творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся.
5. Пропаганда знаний, полученных в результате поисковой и научно-исследовательской деятельности по истории района, города, отдельных лиц среди учащихся, учителей, родителей, жителей района.
6. Обеспечение сохранности музейных предметов как источника социальной памяти народа.
Способы реализации:
Методы реализации:
1. Исследовательский.
2. Экскурсионный.
3. Проектный.
4. Информационно-компьютерный.
5. Лекционный.
Краткое описание экспозиции музея.
История района.
Район нашей школы, бывшая Симоновка. Она уходит корнями в историю Москвы.
Всего лишь немногим больше двух веков существовала Москва, когда был построен ее древний «сторож» - Симонов монастырь. Его окрестности связаны с историей Куликовской битвы, а также с именем автора «Истории государства Российского» - Н. М. Карамзина.
Рождение Симонова монастыря относится к концу 14 века. Он был построен, чтобы охранять дорогу к столице с юга от нашествия врага. Крепкие стены с башнями и бойницами надежно укрывали город от нашествия монголо-татарских полчищ.
В конце 19 века в районе Симоновки строят свои заводы Бельгийское акционерное общество (завод «Динамо»), француз Бари (завод «Парострой»), русский капиталист Рябушинский (завод АМО) и др. Не зря после революции наш район стал называться Пролетарским.
В 1914 году к востоку от монастыря, на улице, так и сохранившей название Восточная, была построена начальная четырехклассная школа.
Школьный музей хранит историю района.
История школы
Наша Школа– одна из старейших города Москвы. Дата ее основания – 1927 год. Она открывалась как новая школа № 9 имени 10-летия Октября в Тюфелевой роще. Это была большая школа с огромными коридорами, с большими залами для музыкальных занятий, с отлично оборудованным гимнастическим залом, с просторной столовой, библиотекой-читальней, кабинетами физики, химии, естествознания, с хорошими школьными мастерскими. Школе было присвоено звание «Образцовой индустриальной 10-летки».
С 1932 года в школе были организованы курсы по повышению квалификации для учителей города Москвы и провинции. С 1936 года образцовая школа № 9 стала школой № 494.
Летом 1941 года многие учащиеся и учителя школы были эвакуированы в Рязанскую область, а затем в Казахстан. Но уже с 1942/43 годов школа возобновила свою работу опять в Москве.
За десятилетия своего существования школа обучила и воспитала много поколений учащихся, была всегда в центре образовательного пространства района и города.
В 2018 году школа стала частью образовательного комплекса Школы №463 имени Героя Советского Союза Медведева Д.Н.
Школьный музей хранит вещи, фотографии выпускников и педагогов, воспоминания о школе, Грамоты, полученные многими поколениями школьников.
Наша древняя столица.
«Москва! Как много в этом звуке…» В этом разделе экспозиции имеются документы и музейные предметы, рассказывающие о древней Москве, о Москве прошлого века и современной Москве. Здесь мы видим текст гимна Москвы; фотографии почетных граждан Москвы, людей, кто управлял нашим городом, деятелей науки, искусства, коренных жителей нашей столицы.
История России. Предметы старины далекой.
Оформление этого раздела школьного музея вызывает большой интерес не только у учащихся нашей школы, но и у многих жителей района. Мир старинных вещей является объектом для изучения духовной жизни русского человека. Наполнявшая дом утварь изготовлялась, приобреталась и хранилась столетиями. Иногда предметы быта превращались в символические вещи.
Здесь школьники знакомятся с утварью и убранством русской избы. Они приносят семейные реликвии, старинные предметы быта. Всё, что попадает в музей тщательно изучается, описывается, оформляется в альбомы. Но самое интересное - ребята учатся пользоваться прялкой, веретеном, утварью. Это помогает не оборвать нить, связующую времена и поколения.
Народный быт и культура обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь оттолкнувшись от чего-либо, поэтому так велик интерес к тому, что волновало предков наших. Их опыт, нравственный и культурный, необходим сегодня нам, завтра будет необходим нашим детям и внукам.
Путешествие в прошлое.
Предметы быта предыдущих поколений и те, что недавно были реалиями наших дней. Здесь старая посуда, кухонная утварь, фотоаппараты, утюги, видеокамеры, деньги, значки и другой исторический материал.
Золотые руки мастеров.
Экспозиция музея посвящена истории и современному развитию традиционных художественных промыслов. Представлены работы мастеров по кружеву, вышивке, ткачеству (XVIII - XX вв.). Среди уникальных экспонатов дымковская игрушка, жестковские подносы, павловопосадские платки. Здесь организуются выставки изделий современных предприятий народных промыслов, выставки, рассказывающие о народном искусстве других регионов России.
На данный период в действующей экспозиции представлено 395
предметов основного фонда, 45 – вспомогательго фонда. Все музейные предметы внесены в книгу учёта фондов.
Пути комплектования:
- работа с учащимися и педагогами школы;
- ветеранами и жителями района, округа, города;
- изучение исторической литературы, документов и других справочных источников;
- установление связей с городскими и школьными музеями г. Москвы.
Учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, различных предметов и документов.
Принципы работы школьного музея:
1. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом
2. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
3. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности.
4. Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы.
5. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
6. Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива.
7. Связь с общественностью.
8. Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
9. Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
10. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
Руководство работой музея.
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея возглавляет Совет музея, привлекая актив учащихся.
Совет музея истории района и школы:
Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства – важнейшее условие повышение деятельности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать творческие организации, родительский актив к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности традиций.
Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляет директор школы и педагог-организатор воспитательной работы. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.
Задачи работы над будущей экспозицией:
- стационарной экспозиции;
- временных выставок;
- иных форм культурного взаимодействия – традиционных и нетрадиционных для музейного дела;
Изучение фондов музея с точки зрения отражения истории и культуры через деятельность личности, поиск героя и антигероя, выявление особенностей мировосприятия, образов, к которым прибегают в оценке тех или иных событий, очерчивая структуру пространства и времени.
Забота о поддержании репутации музея как такого места, где все необычно, все ценно, все только высшего качества.
Задачи оптимизации внутримузейной организационно – управленческой деятельности:
- музей активно и интересно выстраивает свою работу с детской аудиторией;
- расширяет состав участников музейной деятельности, привлекая родителей и общественность;
- огромное значение имеет атмосфера, создаваемая в музее (кто встречает посетителя при входе, как, с какими словами, чувствуют ли посетители себя желанными гостями, ощущают ли дружелюбие или равнодушие)
Эффективность реализации концепции развития музея.
В результате осуществления концепции развития музея ожидается:
Прогнозируемый результат – создание системы гражданско-патриотического воспитания, одним из центров которой является школьный «Страницы истории».