Обучение детей с ОВЗ

Особые образовательные потребности
возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, требованиям к результатам освоения образовательных программ, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы
предоставления дополнительных или особых материалов, программ услуг, методов обучения -
создания специальных условий для получения образования.

Особые образовательные потребности возникают у совершенно разных детей в различных возрасте и на разных уровнях образования.
Одни из них носят ситуативный, временный характер в период адаптации к новым условиям,
в период возрастных кризисов, или когда семья ребенка оказывается в трудной жизненной ситуации.
Другие свойственны детям, которые имеют
ограниченные возможности здоровья, инвалидность.


Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) -
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В нашей стране на законодательном уровне регламентирована обеспечение равного доступа всех без исключения граждан к образованию.
Включение детей с особыми образовательными потребностями - в образовательную среду в школы и детские сады по месту жительства по выбору родителей, законных представителей – это инновационный подход для российского образования, закрепленный в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


Инклюзивное образование -
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании и в обществе к людям с особыми потребностями.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.


В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПР, ИПРА) ребенка- инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам.
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.